Описание и рецензия «Терминатор»

Году, наверное, в 95-ом все мои одноклассники собирали вкладыши-наклейки от жвачки «Терминатор». Двойные — лепили на велосипеды, стены, столы, дневники и прочие пригодные для наклеивания поверхности. Те, которые были в одном экземпляре, заботливо берегли или последовательно (каждая наклейка была пронумерована) расклеивали в отдельной тетрадке или блокноте. На вкладышах изображались наиболее яркие и эффектные сцены из второго «Терминатора». Одна из этих сцен будоражила коллективное подростковое сознание: толпа T-800 шествовала навстречу зрителю и ожесточенно палила из своих специальных терминаторских пулеметов. Ни один из нас не мог вспомнить, когда именно в фильме был этот эпизод, посему единогласно было принято считать кадром из столь желанного и столь же недосягаемого «Терминатора 3». Мы все абсолютно точно знали, что фильм этот существует, что рассказывает он о происходящей в будущем войне людей и машин, и что в России его нет почти ни у кого, но знакомые друзей знакомых его уже видели и сказали, что ваще клэ.

Восемь лет спустя «Терминатор 3» действительно сняли и смотреть онлайн фильмы бесплатно, и этот в том числе, было интересно. Правда, получилось вовсе не ваще клэ, а нелепое говно. Войны в будущем машин и людей там не было, зато было вопиющее пренебрежение каноном, аморфный Ник Сталь в роли Джона Коннора и пошлый в своей глухой сюжетной провинциальности сценарий. Тот «Терминатор 3», который придумывал сам для себя каждый из нас в 95-ом, был лучше раз, наверное, в миллион. Даже все те многочисленные «Терминаторы 3», которые неоднократно пересказывали нам со слов счастливых знакомых приятелей знакомых, были многократно лучше. В общем-то, даже версия Петьки Кальсона, в которой Терминаторы весь фильм трахались то между собой, то с людьми, то с конями и барсуками, была существенно лучше.

В 2009-м году человек, чье официальное режиссерское прозвище дает полное право заподозрить в нем шотландского рэпера, снял тот самый «Терминатор 3», о котором мы с одноклассниками мечтали в 12 лет. И совершенно не важно, что мистер Мак Джи полностью провалил концовку, наделал уйму ошибок в сюжетообразующих деталях и никогда в жизни не слышал о Бритве Оккама. За реанимацию давно уже, казалось бы, погибшей детской мечты все это ему можно смело простить. Автор беспросветных «Ангелов Чарли», уймы видеоклипов и нелепого прозвища ухитрился вывести из овощеобразного состояния одну из самых шикарных франшиз новейшей киноистории: накачал ее под завязку спидАми, дал бейсбольную биту и с табличкой «Ненавижу негров» отправил в центр Гарлема. Право слово, несмотря на предсказуемость исхода подобного вояжа, это существенно лучше, чем лежать утыканным проводами и трубками и ходить под себя.

Хореография сцен действия в «Терминатор: Да придет Спаситель» близка к идеальной. Плотность экшна на метр пленки почти эталонная. Драматический элемент (если исключить концовку, о которой разговор будет особый) присутствует ровно в том объеме, который и придает фильму жанра «кино со спецэффектами» толику здоровой эмоциональности, и при этом не сталкивает его в трясину бессмысленного пафоса. Сюжетного порожняка, мучительно долгих сцен, в которых персонажи в гипертрофированно информативных диалогах и монологах вываливают всю свою подноготную, практически нет. Короткое сообщение по радио; проходящее по касательной упоминание гибели брата; боевитая телочка, прижавшаяся к мужественной груди Маркуса — все очень компактно и лаконично. Отдельное спасибо мистеру Мак Джи за смелый параллельный монтаж и две сюжетные линии, пересекающиеся за весь фильм буквально пару-тройку раз.

Понятно, что если в одну трубу втекает, то из другой обязательно вытекает. Из наполненного экшном котла повываливались сцены, в которых должно было вершиться развитие персонажей. При этом сами персонажи никуда не ушли — сущностей много, и солидная их порция вообще не несет никакой утилитарной нагрузки. Беременная Кэтрин Брюстер, супруга Джона Коннора, — бесполезная мебель. Седовласая старушенция, угощавшая Кайла Риза и Кроху едой, появляющаяся потом едва ли ни в каждой сцене с участием плененных машинами людей, существует вообще где-то вне повествовательной логики. Собственно, сама Кроха, немая негритянская девочка, присутствует в фильме исключительно потому, что она бессловесная и чернокожая. Мак Джи, конечно, молодец, и сэкономил хронометраж под экшн и гигантских роботов, но почему при этом он не упразднил тучу пустых персонажей — не вполне понятно. Очевидно, в сценарии на героев этих падала какая-то сюжетная нагрузка, но она бесследно испарилась при переносе текста на кинопленку. Персонажи остались, но обратились в бесполезный атавизм.

Вообще же, возвращаясь к табличке про негров и Гарлему, можно констатировать тот факт, что Мак Джи внезапно оказался весьма решительным и бесстрашным говнюком. Вот именно сейчас, когда публика (и в особенности кинокритики) внезапно исполнилась гуманистическим пафосом и возжелала того, чтобы блокбастеры делались как можно более наполненными в идейном плане, он снял кристально чистый экшн, любая хоть сколь-нибудь глубокая идея на котором смотрелась бы как грязевой ляп на свежевымытом стекле. Мак Джи уже получил за это по шее и обязательно получит еще. Мы же, разумеется, ругаться за такое не будем, а будем только хвалить. Иногда экшн должен быть просто экшном, чтоб зрелищная мясорубка нон-стоп, чтоб персонажи поступали нелогично, жертвуя реалистичным расчетом во славу взрывов и насилия, чтоб все вокруг крутилось, как уширявшиеся белки в колесах. То есть, чтоб все было так, как в новом «Терминаторе».

Ну и, наконец, о грустном. Самое грустное в этом фильме — концовка. В ней сконцентрировано все то, от чего столь тщательно был вычищен сам фильм — мелодрама, пафос, детсадовская мораль и прочая тоска. Концовка выглядит как какой-то посторонний объект, по недоразумению пришитый ко вполне целостному фильму. Или, если вы не из чувствительных натур, как здоровенный уродливый прыщ, внезапно выросший на лбу у симпатичного типуса, отправляющегося на свое первое свидание. Причины? Ну, причин, наверное две. Во-первых, сценарная концовка с погибающим Джоном Коннором с год где-то назад просочилась в интернет, посему от нее пришлось отказаться и писать все заново. Во-вторых, судя по всему, студийные боссы решили, что пессимистичный финал в принципе фильму не пойдет, и вообще безыдейность — плохо. Ну и обязали режиссера сварить на скорую руку в первом же попавшемся павильоне вот это. Он и сварил.

Кстати, Сэм Уортингтон натурально переиграл Кристиана Бэйла. Вот и молодец. А фильму мы присуждаем солидные шесть с половиной баллов и радуемся тому, что убогий третий «Терминатор» Мостоу отныне можно смело выкидывать из хронологии и смотреть сразу после «Судного дня» «Да придет Спаситель».

 --------------------
Дата публикации: 17 октября 2015    Просмотров: 505   Комментариев:

Поделиться мнением

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите быструю регистрацию или войдите под своим логином и паролем либо через Вконтакте.

Комментарии

Комментарии отсутствуют